Решение №1
Содержание
Настоящим, Министерство энергетики Кыргызской Республики извещает о начале публичного обсуждения правового регулирования
Настоящим, Министерство энергетики Кыргызской Республики извещает о начале публичного обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц, и инициировании разработки проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025–2030 годы» от 24 апреля 2025 года № 227».
Полный пакет документов проекта постановления в приложении.
|
1. Предложения принимаются: |
|
|
– по электронной почте |
monitoring.tek@mail.ru |
|
– на почтовый адрес |
720055, г. Бишкек, ул. И. Ахунбаева, 119 |
|
2. Срок приема предложений не позднее |
15 декабря 2025 года (17:59) |
Проект
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О внесении изменений в постановление
Кабинета Министров Кыргызской Республики
«Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию
на 2025–2030 годы» от 24 апреля 2025 года № 227
В целях надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей электрической энергии в условиях дефицита, повышение эффективности использования генерирующих мощностей, снижение нагрузки на энергосистему в часы пикового потребления, а также совершенствование тарифной политики посредством расширения применения дифференцированных по времени суток тарифов, в соответствии со
статьей 6 Закона Кыргызской Республики «Об энергетике», руководствуясь статьями 13, 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики», Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025–2030 годы»
от 24 апреля 2025 года № 227 следующие изменения:
– в приложении 4 к Среднесрочной тарифной политике Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025–2030 годы, утвержденной вышеуказанным постановлением:
– в пункте 8 слова «потребителей группы «Население»» заменить словами «потребителей групп «Население», «Станции по зарядке электромобилей», «Промышленные потребители» и «Коммерческие потребители»»;
– подпункт 1 пункта 9 изложить в следующей редакции:
«– плата за весь объем потребленной электроэнергии начисляется по действующему в данный период времени тарифу, а для группы потребителей «Население» по установленному тарифу на объем электроэнергии, превышающий объем потребления в 700 кВт.ч;»;
– в абзаце втором подпункта 2 пункта 9 слова «0,5» заменить словами «0,75»;
– в абзаце третьем подпункта 2 пункта 9 слова «1,5» заменить словами «1,0».
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
Председатель
Кабинета Министров
Кыргызской Республики А.А. Касымалиев
СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы» от 24 апреля 2025 года № 227»
1. Цель и задачи
Целью и задачами данного проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики являются обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей электрической энергии в условиях дефицита, повышение эффективности использования генерирующих мощностей, снижение нагрузки на энергосистему в часы пикового потребления, а также совершенствование тарифной политики посредством расширения применения дифференцированных по времени суток тарифов.
2. Описательная часть
Энергосистема Кыргызской Республики в последние годы функционирует в условиях ограниченных генерирующих мощностей и сохраняющегося дефицита электрической энергии, особенно в осенне-зимний период.
По данным энергетических компаний, в утренние (с 07:00 до 10:00) и вечерние часы (с 17:00 до 20:00) наблюдаются наиболее высокие пиковые нагрузки, что вызывает необходимость привлечения дополнительных генерирующих мощностей, увеличивает износ оборудования и ведет к росту эксплуатационных затрат. В результате формируется неравномерный суточный график потребления электроэнергии, затрудняющий стабильную и сбалансированную работу энергосистемы.
В условиях сохраняющегося дефицита электрической энергии, особенно в зимний период, энергетические компании вынуждены вводить ограничения разрешенной мощности для отдельных категорий потребителей - в частности, снижение лимита с 5 кВт до 3 кВт в часы максимальных нагрузок, что негативно сказывается на обеспечении потребителей необходимыми объемами электроэнергии и требует принятия дополнительных мер по регулированию энергопотребления.
Для покрытия дефицита электроэнергии используется импорт из соседних государств, что увеличивает финансовую нагрузку на энергокомпании. По итогам 2024 года импорт составил 3,84 млрд. кВтч, а на 2025 год запланирован в объеме 3,8 млрд. кВтч.
Таким образом, основными проблемами энергосистемы являются:
– высокая нагрузка в часы пикового потребления;
– неравномерность суточного графика энергопотребления;
– недостаточность собственных генерирующих мощностей;
– рост дефицита электроэнергии и затрат на ее покрытие.
Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 24 апреля 2025 года № 227 утверждена Среднесрочная тарифная политика Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы (далее - ССТП).
Указанная тарифная политика предусматривает ежегодную корректировку тарифов на электрическую энергию для населения до 700 кВтч в месяц на 20 %, для промышленных и коммерческих потребителей на уровень фактической инфляции за предыдущий год, для остальных групп потребителей на уровень фактической инфляции за предыдущий год и 3,5%. По итогам реализации ССТП ожидается исключение дефицита денежных средств в энергосекторе до конца 2030 года.
Согласно действующей редакции ССТП, дифференцированные по времени суток тарифы применяются только для группы потребителей «Население», оснащенных системами автоматизированного учета (АИИСКУЭ) и предусмотрены следующие коэффициенты:
– для ночной зоны (с 00:00 до 06:00 часов) - 0,5;
– для дневной зоны (с 06:00 до 00:00 часов) - 1,5;
– для часов максимума (с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00 часов) - 2,0.
В целях повышения эффективности управления нагрузкой энергосистемы проектом постановления предлагается предусмотреть применение дифференцированных тарифов для групп «Станции по зарядке электромобилей», «Промышленные потребители» и «Коммерческие потребители», при условии наличия у них приборов учета, фиксирующих потребление по зонам времени суток (АИИСКУЭ). Эти категории потребителей отличаются высоким уровнем энергопотребления, а также среди них имеются крупные потребители, оказывающие существенное влияние на формирование пиковых нагрузок.
Кроме того, проектом предлагается внести изменения в коэффициенты зон потребления для более точного отражения экономической целесообразности тарифных соотношений. Так, коэффициент ночной зоны увеличивается с 0,5 до 0,75, коэффициент дневной зоны снижается с 1,5 до 1,0, а коэффициент часов максимума сохраняется на прежнем уровне - 2,0.
Таким образом, после внесения изменений установленные коэффициенты примут следующие значения:
– коэффициент для ночной зоны (с 00:00 до 06:00 часов) - 0,75;
– коэффициент для дневной зоны (с 06:00 до 00:00 часов) - 1,0;
– коэффициент в часы максимума (с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00 часов) - 2,0.
Данные изменения позволят скорректировать тарифные соотношения, обеспечив при этом сохранение стимулирующего эффекта для потребителей, переносящих нагрузку на ночные часы, а также более справедливое распределение стоимости электроэнергии между различными временными интервалами.
Реализация данного проекта направлена на снижение нагрузки в часы пикового потребления, выравнивание суточного графика энергопотребления, повышение устойчивости энергосистемы в условиях ограниченных генерирующих мощностей, а также создание стимулов для модернизации систем учета электроэнергии и внедрения АИИСКУЭ.
При этом необходимо отметить, что данные тарифы будут применять при наличии технической возможности у электроснабжающей организации и на добровольной основе потребителей.
В этой связи, в соответствии со статьей 21 Закона Кыргызской Республики «Об электроэнергетике» и статьей 6 Закона Кыргызской Республики «Об энергетике», предлагается внести изменения в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы» 24 апреля 2025 года № 227».
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупциогенных последствий
Принятие данного проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики размещен на Едином портале «Коом талкуу» для прохождения процедуры общественного обсуждения.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики не противоречит действующим нормативным правовым актам и актам международного законодательства, участницей которых является Кыргызская Республика.
6. Информация о необходимости финансирования
Реализация проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики не повлечет выделение дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
В соответствии со статьей 19 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проведен анализ регулятивного воздействия к проекту постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы» от 24 апреля 2025 года № 227».
Министр Т.О. Ибраев
Сравнительная таблица
к проекту постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы» от 24 апреля 2025 года № 227»
|
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
|
Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы» от 24 апреля 2025 года № 227 |
Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы» от 24 апреля 2025 года № 227 |
|
Приложение 4 к Среднесрочной тарифной политике Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы
ИНСТРУКЦИЯ по применению тарифов на электрическую энергию
Глава 1. Общие положения
1. Инструкция по применению тарифов на электрическую энергию (далее - Инструкция) определяет порядок применения тарифов на электрическую энергию, утвержденных к применению в рамках реализации Среднесрочной тарифной политики на электрическую энергию (далее - ССТП), а также определяет перечень потребителей, к которым применяются установленные тарифы.
Глава 2. Сфера применения тарифов
2. Порядок применения тарифов, устанавливаемый настоящей Инструкцией, распространяется на электрическую энергию, вырабатываемую, передаваемую, распределяемую и отпускаемую конечным потребителям электроснабжающими организациями на всей территории Кыргызской Республики. 3. Электроснабжающая организация устанавливает тарифную группу по заявлению потребителя (абонента) с указанием назначения потребляемой электроэнергии и предоставлением документов, определяющих вид деятельности. Перечень предоставляемых документов определяется электроснабжающей организацией. 4. Электроснабжающая организация применяет тарифную группу потребителей – «Население», малообеспеченные семьи, получающие ежемесячное пособие нуждающимся гражданам (семьям), имеющим детей до 16 лет, - «уй-булого комок», на основании списка, представляемого соответствующим уполномоченным государственным органом в сфере труда, социального обеспечения Кыргызской Республики. Глава 3. Виды тарифов
5. Настоящей Инструкцией регулируется порядок применения следующих видов тарифов, при оплате одного киловатт-часа (кВт.ч) отпущенной потребителям активной электрической энергии конечным потребителям. 6. Одноставочный тариф - это фиксированная ставка за 1 кВт.ч, которая не зависит от времени суток. Одноставочный тариф применяются электроснабжающими организациями ко всем небытовым потребителям. 7. Тарифы, дифференцированные по времени суток, применяются электроснабжающими организациями на основании показаний зарегистрированных систем и приборов учета, позволяющих осуществлять учет электроэнергии в соответствии с режимом потребления по времени суток. Дифференцированный тариф определяет стоимость 1 кВт.ч активной энергии, потребленной в соответствии с установленным для каждого временного периода суток коэффициентом. Назначение тарифа, дифференцированного по времени суток, - выравнивание суточного графика нагрузки энергосистемы. 8. Тарифы на электроэнергию, дифференцированные по времени суток, применяются электроснабжающими организациями для потребителей группы «Население», имеющих зарегистрированные системы и приборы автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИСКУЭ), позволяющие осуществлять учет электроэнергии в соответствии с режимом потребления по времени суток.
9. При наличии технической возможности у электроснабжающей организации потребитель (абонент) имеет право заключить с ней договор о применении дифференцированного тарифа на весь объем потребляемой электроэнергии при выполнении следующих условий: 1) плата за весь объем потребленной электроэнергии начисляется по действующему в данный период времени тарифу, установленному на объем электроэнергии, превышающий объем потребления в 700 кВт.ч;
2) потребитель обязуется оплачивать весь потребленный объем электроэнергии по указанным выше тарифам с применением установленных для каждого временного периода суток коэффициентов: - коэффициент для ночной зоны (с 00:00 до 06:00 часов) - 0,5; - коэффициент для дневной зоны с (06:00 до 00:00 часов) - 1,5; - коэффициент в часы максимума (с 07:00 до 10:00 часов и с 17:00 до 20:00 часов) - 2,0. |
Приложение 4 к Среднесрочной тарифной политике Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы
ИНСТРУКЦИЯ по применению тарифов на электрическую энергию
Глава 1. Общие положения
1. Инструкция по применению тарифов на электрическую энергию (далее - Инструкция) определяет порядок применения тарифов на электрическую энергию, утвержденных к применению в рамках реализации Среднесрочной тарифной политики на электрическую энергию (далее - ССТП), а также определяет перечень потребителей, к которым применяются установленные тарифы.
Глава 2. Сфера применения тарифов
2. Порядок применения тарифов, устанавливаемый настоящей Инструкцией, распространяется на электрическую энергию, вырабатываемую, передаваемую, распределяемую и отпускаемую конечным потребителям электроснабжающими организациями на всей территории Кыргызской Республики. 3. Электроснабжающая организация устанавливает тарифную группу по заявлению потребителя (абонента) с указанием назначения потребляемой электроэнергии и предоставлением документов, определяющих вид деятельности. Перечень предоставляемых документов определяется электроснабжающей организацией. 4. Электроснабжающая организация применяет тарифную группу потребителей – «Население», малообеспеченные семьи, получающие ежемесячное пособие нуждающимся гражданам (семьям), имеющим детей до 16 лет, - «уй-булого комок», на основании списка, представляемого соответствующим уполномоченным государственным органом в сфере труда, социального обеспечения Кыргызской Республики. Глава 3. Виды тарифов
5. Настоящей Инструкцией регулируется порядок применения следующих видов тарифов, при оплате одного киловатт-часа (кВт.ч) отпущенной потребителям активной электрической энергии конечным потребителям. 6. Одноставочный тариф - это фиксированная ставка за 1 кВт.ч, которая не зависит от времени суток. Одноставочный тариф применяются электроснабжающими организациями ко всем небытовым потребителям. 7. Тарифы, дифференцированные по времени суток, применяются электроснабжающими организациями на основании показаний зарегистрированных систем и приборов учета, позволяющих осуществлять учет электроэнергии в соответствии с режимом потребления по времени суток. Дифференцированный тариф определяет стоимость 1 кВт.ч активной энергии, потребленной в соответствии с установленным для каждого временного периода суток коэффициентом. Назначение тарифа, дифференцированного по времени суток, - выравнивание суточного графика нагрузки энергосистемы. 8. Тарифы на электроэнергию, дифференцированные по времени суток, применяются электроснабжающими организациями для потребителей групп «Население», «Станции по зарядке электромобилей», «Промышленные потребители» и «Коммерческие потребители», имеющих зарегистрированные системы и приборы автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИСКУЭ), позволяющие осуществлять учет электроэнергии в соответствии с режимом потребления по времени суток. 9. При наличии технической возможности у электроснабжающей организации потребитель (абонент) имеет право заключить с ней договор о применении дифференцированного тарифа на весь объем потребляемой электроэнергии при выполнении следующих условий: 1) плата за весь объем потребленной электроэнергии начисляется по действующему в данный период времени тарифу, а для группы потребителей «Население» по установленному тарифу на объем электроэнергии, превышающий объем потребления в 700 кВт.ч; 2) потребитель обязуется оплачивать весь потребленный объем электроэнергии по указанным выше тарифам с применением установленных для каждого временного периода суток коэффициентов: - коэффициент для ночной зоны (с 00:00 до 06:00 часов) - 0,75; - коэффициент для дневной зоны с (06:00 до 00:00 часов) - 1,0; - коэффициент в часы максимума (с 07:00 до 10:00 часов и с 17:00 до 20:00 часов) - 2,0. |
Министр Т.О. Ибраев