О Департаменте

Положение
о Департаменте по регулированию топливно-энергетического комплекса

при Министерстве энергетики Кыргызской Республики

Глава 1. Общие положения

1. Департамент по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики Кыргызской Республики является подведомственным подразделением Министерства энергетики Кыргызской Республики (далее – Министерство), осуществляющим государственное регулирование деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса посредством лицензирования и установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ.

2. Департамент по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики Кыргызской Республики (далее – Департамент) является правопреемником Государственного агентства по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики.

3. Департамент в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О естественных монополиях в Кыргызской Республике» является уполномоченным антимонопольным органом в области топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК).

4. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, техническими регламентами, международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, актами Министерства и настоящим Положением.

5. Департамент является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и наименованием на государственном и официальном языках, а также иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета в системе казначейства.

6. Контроль за деятельностью Департамента осуществляет Министерство.

7. Структура и штатное расписание Департамента утверждаются Министерством в пределах установленной предельной штатной численности.

8. Полное фирменное наименование Департамента:

– на государственном языке: «Кыргыз Республикасынын Энергетика министрлигине караштуу Отун-энергетикалык комплексин жɵнгɵ салуу боюнча департаменти»;

– на официальном языке: «Департамент по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики Кыргызской Республики».

Сокращенное фирменное наименование Департамента:

– на государственном языке: «ОЭКД»;

– на официальном языке: «ДТЭК».

Организационно-правовая форма Департамента: учреждение.

9. Юридический адрес Департамента: 720055, Кыргызская Республика, город Бишкек, улица Ахунбаева, 119.

10. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности.

Глава 2. Цель деятельности Департамента

11. Целью деятельности Департамента является реализация единой государственной политики в области государственного регулирования деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса посредством лицензирования и установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ.

Глава 3. Задачи Департамента

12. Задачи Департамента:

– обеспечение баланса интересов потребителей и субъектов ТЭК;

– создание условий для повышения экономической эффективности и надежности функционирования субъектов ТЭК;

– осуществление антимонопольного регулирования в области ТЭК;

– осуществление государственного регулирования деятельности субъектов ТЭК в целях обеспечения потребителей электрической, тепловой энергией и природным газом по экономически обоснованным ценам на территории Кыргызской Республики;

– обеспечение равных возможностей и условий доступа всех потребителей к линиям электропередачи, теплопередачи и системам газоснабжения.

Глава 4. Функции Департамента

13. Департамент осуществляет следующие функции:

– выдает лицензии на:

производство, передачу, распределение, продажу, экспорт и импорт электрической энергии (за исключением производства электрической энергии, получаемой в результате использования возобновляемых источников энергии, а также производства электрической энергии из любых источников энергии для собственного пользования при мощности до 1000 кВт);

производство, передачу, распределение и продажу тепловой энергии (за исключением производства тепловой энергии, получаемой в результате использования возобновляемых источников энергии, а также производства тепловой энергии из любых источников энергии для собственного пользования);

переработку нефти и природного газа, за исключением производства в промышленных объемах биоэтанола из растительного сырья и его реализации;

производство, передачу, распределение и продажу природного газа;

– осуществляет контроль за соблюдением лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в области топливно-энергетического комплекса;

– разрабатывает и заключает соглашения о деятельности с энергокомпаниями, проводит проверки соблюдения требований и условий, установленных в соглашениях, выдает предписания об устранении нарушений по результатам проверок и жалоб;

– осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением субъектами ТЭК технико-экономических показателей, правильности формирования и применения цен (тарифов) на электрическую, тепловую энергию и природный газ;

– осуществляет комплексный анализ деятельности субъектов ТЭК в части достоверности предоставляемой информации;

– производит расчеты нормы прибыли с учетом необходимости реализации утвержденных планов реконструкции, модернизации и нового строительства на энергетических предприятиях;

– производит расчеты и утверждение тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ, а также стоимости услуг, оказываемых лицензиатами или (и) субъектами ТЭК;

– обеспечивает баланс интересов потребителей (абонентов) энергоресурсов, субъектов естественных монополий в области ТЭК посредством государственного регулирования и контроля их деятельности;

– участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование функционирования ТЭК;

– формирует и ведет государственный реестр субъектов естественных монополий в области ТЭК;

– рассматривает в установленном порядке жалобы и заявления потребителей энергии и субъектов ТЭК;

– разрабатывает методологию расчета тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ;

– разрабатывает методологию расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим, тепловым и газовым сетям;

– участвует совместно с другими государственными органами в координации программы технической помощи, привлечении инвестиций в ТЭК;

– информирует общественность через средства массовой информации и посредством размещения на сайтах информации об утвержденной Кабинетом Министров Кыргызской Республики тарифной политике, ее реализации, а также о своей деятельности и принимаемых решениях;

– вносит предложения о создании благоприятных условий для развития генерации с использованием возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ);

– участвует в установленном порядке в работе международных организаций по вопросам ценообразования и регулирования деятельности субъектов ТЭК и осуществляет научно-техническое сотрудничество в этой области;

– проводит мероприятия по правовой пропаганде в сфере курируемой отрасли;

– устанавливает срок действия периода окупаемости для установок с использованием ВИЭ, построенных вне рамок квотирования мощностей, владельцы которых не претендуют на тарифную преференцию по льготному периоду;

– рассматривает дела о правонарушениях;

– устанавливает долевое распределение денежных средств, поступающих в уполномоченный банк от внутренних потребителей электроэнергии, между компаниями, осуществляющими выработку, передачу и распределение электрической энергии.

Глава 5. Права Департамента

14. Для осуществления своих функций Департамент имеет право:

– выдавать государственным органам и органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, и устранении их последствий;

– в установленном порядке налагать штрафы и применять экономические санкции к субъектам ТЭК, их руководителям, а также физическим лицам за нарушение законодательства Кыргызской Республики в сфере ТЭК;

– проводить проверки по вопросам соблюдения законодательства в области ТЭК, а также правильности формирования и применения цен (тарифов) субъектами ТЭК, получать необходимые документы, информацию и объяснения в письменной и устной форме;

– проводить мониторинг и контроль эффективности, а также анализ управленческой и операционной деятельности субъектов ТЭК;

– получать от субъектов ТЭК любую необходимую информацию, отчеты, другие документы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, согласно заключенным соглашениям;

– вносить при необходимости в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Кыргызской Республики в сфере ТЭК;

– обращаться с исковыми заявлениями в судебные органы и принимать участие в судах;

– организовывать общественные слушания, конференции, семинары и другие мероприятия в целях проведения разъяснительной работы с потребителями энергоносителей по утверждаемой Кабинетом Министров Кыргызской Республики тарифной политике и ее реализации в Кыргызской Республике;

– вносить в установленном порядке предложения о заключении международных договоров, разработке и реализации международных проектов и программ, а также участвовать в осуществлении сотрудничества с государственными органами иностранных государств, международными и общественными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции;

– взаимодействовать и сотрудничать в установленном порядке с иностранными учреждениями, международными организациями, а также организациями Кыргызской Республики на взаимовыгодной основе, изучать и на практике использовать достижения и опыт иностранных государств в сфере энергетики;

– взаимодействовать в установленном порядке с соответствующими ведомствами (регуляторами) иностранных государств, а также международными ассоциациями для поддержки энергетического сектора;

– налагать взыскания по результатам рассмотрения дел о правонарушениях;

– осуществлять иные права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 6. Организация работы Департамента

15. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики по представлению министра энергетики Кыргызской Республики.

16. Директор Департамента имеет заместителя.

Заместитель директора назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Заместитель директора Департамента подчиняется непосредственно директору и организует деятельность Департамента в пределах возложенных на него обязанностей и полномочий.

17. Директор Департамента:

– осуществляет общее руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций;

– представляет Департамент в отношениях с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями Кыргызской Республики и иностранных государств, ведет в пределах своих полномочий переговоры и в установленном порядке подписывает международные договоры с государственными органами иностранных государств, международными организациями (ассоциациями) и юридическими лицами о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

– издает приказы и принимает решения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

– вносит предложение министру энергетики Кыргызской Республики по утверждению структуры Департамента, изменение которой возможно только в связи с изменением задач и функций Департамента. При этом назначение директора Департамента не является основанием для изменения структуры Департамента;

– вносит предложение министру энергетики Кыргызской Республики по утверждению штатного расписания в пределах, установленных законодательством Кыргызской Республики, фонда оплаты труда и предельной численности работников Департамента;

– назначает на должность и освобождает от должности государственных служащих Департамента в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственной гражданской службе;

– назначает на должность и освобождает от должности работников технического и младшего обслуживающего персонала Департамента в порядке, установленном законодательством о труде;

– применяет к работникам Департамента меры поощрения или дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

– подписывает коллективный договор с представительным органом работников Департамента;

– управляет средствами и имуществом Департамента в установленном законодательством порядке;

– по согласованию с Министерством учреждает ведомственные награды Департамента для награждения работников, а также граждан, содействующих выполнению задач Департамента;

– утверждает положения о ведомственных наградах и их описания;

– утверждает положения об официальных символах Департамента и их описания;

– представляет в установленном порядке особо отличившихся служащих и работников Департамента к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий;

– создает комиссии, наделенные полномочиями рассматривать дела о правонарушениях, утверждает положение о комиссии, ее количественный и персональный состав;

– определяет перечень должностных лиц, наделенных полномочиями составлять протоколы о правонарушениях и накладывать взыскания;

– осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

18. Для предварительного всестороннего и профессионального рассмотрения и подготовки решений, принимаемых коллегией Министерства и руководством Департамента, при Департаменте функционирует Комиссия по регулированию топливно-энергетического комплекса, персональный состав и положение о которой утверждаются директором Департамента.

Глава 7. Заключительные положения

19. Финансирование расходов Департамента осуществляется за счет республиканского бюджета, специальных средств, формируемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

20. Реорганизация и прекращение деятельности Департамента осуществляются в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

21. В случае прекращения деятельности Департамента документы Департамента хранятся и используются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики».