Решение 192

Содержание

УВЕДОМЛЕНИЕ о разработке проекта внесения изменений в Среднесрочную тарифную политику на электрическую энергию на 2021-2025 годы и начале публичных консультаций

Настоящим, Министерство энергетики КР извещает о начале публичного обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц и инициировании разработки проекта внесение изменений в Среднесрочную тарифную политику на электрическую энергию на 2021-2025 годы. 

1.                 Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

На протяжении многих лет тарифы на электрическую энергию для конечных потребителей устанавливаются ниже себестоимости, что приводит к ежегодному дефициту денежных средств, по итогам 2023 года дефицит денежных средств в энергосистеме составил в сумме 6,6 млрд. сомов, согласно ожидаемых показателей за 2024 год дефицит составит 9,5 млрд. сомов. Как видно, ожидаемый дефицит денежных средств по энергосистеме за 2024 год по сравнению с 2023 годом превысит на 2,9 млрд. сомов или на 43,9 %.

Кроме того, сумма долговых обязательств энергосектора страны сегодня составляет около 160,9 млрд. сомов (с учетом курса долл. США на 1.07.2024 – 85,23 сом), что при тарифном дефиците является тяжелым бременем для отрасли.

2.                 Описание цели предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей) и способа решения проблем (основных норм регулирования):

                   В соответствии с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221, оздоровление и последующее устойчивое функционирование энергетического сектора требует перехода к экономически обоснованным тарифам, которые должны включать ключевые издержки по генерации и доставке электроэнергии, тепла до потребителей. В перспективе до 2040 года, будет обеспечена гибкость тарифной политики, в том числе сезонная и региональная. Инвестиционно привлекательные тарифы будут стимулировать появление альтернативных поставщиков электроэнергии и тепла. В этой связи будут широко применены механизмы ГЧП, включая привлечение частных инвесторов к строительству и управлению стратегических объектов в энергетике.

 

3.                 Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

           Внесение изменений в действующую ССТП на электрическую энергию на 2021-2025 годы приведет:

1.     К росту доходов по энергосистеме:

Доход

(млрд. сом)

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г. (ожид)

19,5

21,9

25,6

28,9

41,9

         За 2023 год по сравнению с 2020 годом рост доходов по энергосистеме составил 9,4 млрд. сом или 48,2 %.

2. К исполнению обязательств по кредитам энергетического сектора.

3. К покрытию расходов энергокомпаний по капитальным вложениям на строительство и реконструкцию электрических сетей.

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

           Изменение тарифов на электрическую энергию для небытовых абонентов приведет к увеличению их расходов на оплату за потребленную электрическую энергию.

 

5.                 Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

По состоянию на 2023 год по республике насчитывается 109 350 небытовых абонентов с общим потреблением 3,6 млрд.кВтч. За 2023 год по действующему тарифу доход от реализации полезного отпуска электрической энергии небытовым абонентам составил 9,1 млрд. сомов. По предлагаемому проекту внесения изменений в ССТП дополнительный доход от реализации полезного отпуска электрической энергии небытовым абонентам составит 2,1 млрд. сомов.

6.                 Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

За 2023 год доход от реализации полезного отпуска электрической энергии небытовым абонентам составил 9,1 млрд. сомов:

При введении новых тарифов дополнительный доход энергокомпаний от реализации полезного отпуска электрической энергии указанным абонентам составит 2,1 млрд. сомов.

За 2023 год расходы потребителей за оплату электроэнергии составили 11,1 млрд. сомов, а при введении новых тарифов расходы потребителей составят 13,2 млрд.сом или увеличатся на 18,9 %.

Выгоды для потребителей связанных с введением новой ССТП:

           - повышение качества потребляемой электрической энергии;

           - уменьшение количества аварийных отключений.

           7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Расходов бюджета Кыргызской Республики при введении изменений не предполагается.

Выгоды для государства при введении новых тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей:  

- увеличение налоговых поступлений за счет увеличения тарифа на электрическую энергию;

- обеспечение энергетической безопасности путем сохранения действующей тарифной системы и минимальной нормы потребления электрической энергии;

- сокращение в среднесрочной перспективе дефицита электрической энергии за счет полученных дополнительных доходов от принятия и реализации новой тарифной политики.

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления

1. Предложения принимаются:

 

- по электронной почте

monitoring.tek@mail.ru

- на почтовый адрес

720055, г. Бишкек, ул. И. Ахунбаева, 119

2. Срок приема предложений не позднее

8 августа 2024 года (17:59)

3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее

9 августа 2024 года (17:59)