Решение 35

Содержание

УВЕДОМЛЕНИЕ о разработке проекта Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы и начале публичных консультаций

УВЕДОМЛЕНИЕ

о разработке проекта Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы и начале публичных консультаций

 

Настоящим, Министерство энергетики Кыргызской Республики извещает о начале публичного обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц и инициировании разработки проекта Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы (далее – ССТП).

1.                 Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

На протяжении многих лет тарифы на электрическую энергию для определенных групп конечных потребителей (население (в том числе: проживающие в высокогорных районах, малообеспеченные семьи, населения, проживающие в Токтогульском районе), насосные станции, электрический транспорт, детские учреждения, учреждения для инвалидов и пожилых граждан, религиозные организации) устанавливаются ниже себестоимости, что приводит к ежегодному дефициту денежных средств, по итогам 2023 года дефицит денежных средств в энергосистеме составил в сумме 6,6 млрд. сомов, согласно ожидаемых показателей за 2024 год дефицит составит 8,1 млрд. сомов. Как видно, ожидаемый дефицит денежных средств по энергосистеме за 2024 год по сравнению с 2023 годом превысит на 1,5 млрд. сомов или на 22,7 %.

Кроме того, по состоянию на январь 2025 года, сумма долговых обязательств энергосектора страны составляет 118,2 млрд. сомов, что при тарифном дефиците является тяжелым бременем для отрасли.

 

2.                 Описание цели предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей) и способа решения проблем (основных норм регулирования):

                   В соответствии с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221, оздоровление и последующее устойчивое функционирование энергетического сектора требует перехода к экономически обоснованным тарифам, которые должны включать ключевые издержки по генерации и доставке электроэнергии, тепла до потребителей. В перспективе до 2040 года, будет обеспечена гибкость тарифной политики, в том числе сезонная и региональная. Инвестиционно- привлекательные тарифы будут стимулировать появление альтернативных поставщиков электроэнергии и тепла. В этой связи будут широко применены механизмы ГЧП, включая привлечение частных инвесторов к строительству и управлению стратегических объектов в энергетике.

Предлагаемые изменения позволят в перспективе к 2030 году исключить дефицит денежных средств в энергосекторе республики, с учетом ежегодного естественного прироста потребления электрической энергии, а также соответственного роста генерации электроэнергии и от альтернативных источников, в том числе от ВИЭ.

 

3.                 Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

           Разработка новой Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы приведут:

1.     К росту доходов по энергосистеме:

Доход

(млрд. сом)

2024 г. (ожид.)

2025 г.

2026 г.

2027 г.

2028 г.

2029 г.

2030 г.

31,9

39,8

45,5

54,5

62,1

71,1

81,5

         В 2030 году по сравнению с ожидаемым 2024 годом рост доходов по энергосистеме составит 49,6 млрд. сом или 155,2 %.

2. К исполнению обязательств по кредитам энергетического сектора.

3. К прекращению необходимости выделения кредитных средств из республиканского бюджета на покрытие дефицита энергокомпаний.

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

           Изменение тарифов на электрическую энергию приведет к увеличению расходов потребителей на оплату за потребленную электрическую энергию.

 

5.                 Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

По состоянию на 1 января 2025 г. по республике насчитывается 112 251 небытовых абонентов ОАО «НЭСК».

Потребление в 2024 году небытовыми потребителями составило
6,6
млрд. кВтч.

 

6.                 Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

Доход энергосистемы в 2024 году составит 31,9 млрд. сомов.

При введении новых тарифов дополнительный годовой доход энергосистемы в 2025 году в сравнении с 2024 годом от небытовых абонентов составит порядка 5,5 млрд. сомов.

Выгоды для потребителей, связанных с введением новой ССТП:

           - повышение качества потребляемой электрической энергии;

           - уменьшение количества аварийных отключений;

- прирост генерации электрической энергии;

- возможность исключения лимита мощности, устанавливаемой потребителям, ввиду ежегодно возникающего дефицита генерации электрической энергии.

 

           7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:

По состоянию на 1 января 2025 г. у ОАО «НЭСК» насчитывается 3 785 бюджетных абонентов. Потребление электроэнергии в 2024 году указанными абонентами составил 1,0 млрд. кВтч. Дополнительный доход от применения новых тарифов в 2025 году составит 0,612 млрд. сом, соответственно, дополнительные расходы из республиканского бюджета на оплату электрической энергии, потребленной, бюджетными организациями составит 0,612 млрд. сом.

При этом, выгоды для государства при введении новых тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей:  

- увеличение налоговых поступлений за счет увеличения тарифа на электрическую энергию;

- обеспечение энергетической безопасности путем сохранения минимальной нормы потребления электрической энергии, улучшению качества электроснабжения потребителей;

- сокращение и, в среднесрочной перспективе исключение необходимости предоставления бюджетных кредитов энергокомпаниям для покрытия дефицита, что будет способстовать возможности направления данных денежных средств на другие социально-значимые проекты;

- сокращение и, в среднесрочной перспективе исключение дефицита денежных средств за счет полученных дополнительных доходов от принятия и реализации новой тарифной политики.

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления

1. Предложения принимаются:

 

- по электронной почте

monitoring.tek@mail.ru

- на почтовый адрес

720055, г. Бишкек, ул. И. Ахунбаева, 119

2. Срок приема предложений не позднее

21 февраля 2025 года (17:59)

3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее

24 февраля 2025 года (17:59)